- Дуализм
- т. е. двуначалие, применяется в тех случаях, где при объяснении какого-нибудь явления необходимо признать существование двух противоположных принципов. Особенное развитие дуализм получил в религии и философы. 1) Религиозный дуализм. Рядом с добром в мире издавна существует зло. Горе, страдания, болезнь и обиды чередуются в жизни человека с радостью, счастьем и довольством. Зло и добро не могут быть волеизъявлениями Одного Существа, отсюда, по мнению дуалистов, является необходимость в признании двух Высших Существ, из которых одно творит только добро, другое лишь зло. В религии Зороастра такие два существа Ормузд (благой) и Ариман (злой). Принцип дуализма сохранился также в древней системе сиро-халдейского гностицизма (I II веке по Р. Хр.) и в манихействе (по имени основателя этой секты Мани III в.). Основатель этой секты даже полагал за владыкой тьмы сатаной стремление уничтожить свет и т. о. весь мир обратить в свое царство. Слабая сторона религиозного Д. состоит в разграничении понятий "добро" и "зло" и в признании двух разных и несходных путей их направления. Между тем, если под понятиями "добро" и "зло" подразумевать те результаты, которые получаются, то часто зло может оказаться добром, т. е. дать благие результаты. Если разорение и нищета научат жестокого человека сердечности, то это благо. Точно так же благом могут оказаться для человека горе и страдания. Следовательно, ошибка дуализма не только в том, что он строго разделяет эти два понятия, но и в том, что он придает субъективной оценке человеком этих понятий значение абсолютной непогрешимости. Дуализм противоречит христианскому представлению о Творце и Промыслителе мира ("У нас един Бог Отец). 2) Философский Д. Если религиозный Д. строго различает два источника происхождения добра и зла, то философский Д. точно так же строго разграничивает бытие двух субстанций материи и духа и не признает между ними никаких точек соприкосновения. Основатель философского Д. Декарт. Однако несмотря на коренное различие в понятиях дух и материя, совпадение или соединение их возможно в том смысле, что одно дополняет другое и дает целое. Философский Д. противоречит и христианству, которое учит о воскресении тел, т. е. о том, что духовные силы человека проявятся при помощи физических сил.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.